Заключение ОЭЭ Генерального плана города Рязани 2005 год - Центр общественной экологической экспертизы

Рязанская региональная общественная организация
ЦЕНТР ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Перейти к контенту
Экспертизы
Рязанская региональная общественная организация
 
«Центр общественной экологической экспертизы»

  Адрес: 390046, г.Рязань, ул.Фрунзе, д.11, тел.\факс 8(4912) 257-578, тел. 8(4912) 518-372
эл.почта: post@eco-exp.ru, сайт: www.eco-exp.ru, ОГРН 1036200001452; ИНН/КПП 6229030060/622901001


Заключение

общественной экологической экспертизы

ГНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА г. РЯЗАНИ,

разработанного Научно проектным институтом пространственного

планирования «ЭНКО» г.Санкт-Петербург в 2004г.

20 декабря                                                                                                                                            2005г. г.Рязань


Заявление на проведение общественной экологической экспертизы было зарегистрировано 24.12.04г.в отделе по охране окружающей среды и природных ресурсов Комитета по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Рязани.
Цель проведения общественной экологической экспертизы - оценка генерального плана с точки зрения социальной направленности экологических решений, определения достаточности представляемых в генеральном плане предложений по сохранения культурного наследия исторического центра города, по улучшению качества окружающей среды, и комплексного развития территории для комфортного проживания граждан.
Изучение материалов Генерального плана членами комиссии проходило в здании городской архитектуры. Основанием для разработки Генерального плана г.Рязани явился Договор №ЭП - 221/99 между Управлением главного архитектора администрации г. Рязани и НИИ пространственного планирования «ЭНКО». Работа проводилась в развитие созданной тем же авторским коллективом в 2001 году «Концепции градостроительного развития г.Рязани до 2020г. Для ознакомления и изучения были представлены следующие материалы:
• Пояснительная записка (том 1, том 2);
• Графические материалы (Опорный план, Охрана окружающей среды, и др.);

Проект выполнен на следующие расчётные периоды:
I этап - до 2010 года;
II этап - до 2020 года;
III этап - перспектива, прогноз развития города.

В материалах генерального плана:

• Дан подробный анализ результатов градостроительной деятельности при реализации действующего генерального плана города, разработанного институтом проектирования городов «Гипрогор», г. Москва в 1985году и утверждённом Решением Рязанского облисполкома №92/5 от 22.03.91г.
• проанализирована экологическая ситуация в городе с указанием причин негативных процессов;
• прослеживается тенденция на приоритетность решения экологических проблем города;

При анализе существующей ситуации в генеральном плане отмечено следующее.

- Территории СЗЗ не озеленены;
- В Рязани отсутствует «Шумовая карта города». Более 50% жилой застройки находится в зонах с повышенным уровнем шума. Высокое шумовое загрязнение наблюдается в центральной части города. В зону шумового воздействия аэродрома Дягилево попадает территория жилых районов Канищево, Недостоево, Дягилево Приокский. Новая коттеджная застройка разместилась в шумовой зоне аэропорта Дягилево.;
- Ведётся строительство множества мелких котельных в разных частях города;
- Величина утечки воды (потери воды) составляет 29,9% от подаваемой в городскую
сеть;
- В водоёмы города сбрасываются недостаточно очищенные производственные стоки предприятий города, неочищенные хозяйственно-бытовые стоки. Отсутствует контроль за качеством сбрасываемых стоков. Основной объём сточных вод города (91,5%) поступает в р.Листвянку. Приёмниками сточных вод являются также мелкие притоки р.Ока, в которые сбрасывается 5млн.м3/год. Большую часть этого объёма составляют стоки МУП ПО «Водоканал», сбрасываемые в водоёмы без какой - либо очистки. В течении последних 10-ти лет ежедневно около 7,3 тыс.м3 неочищенных стоков от микрорайонов Канищево, Недостоево, Приокский, Московское шоссе сбрасываются в реки Ока, Павловка, Трубеж, Дядьковский затон. Из коллектора в пойме р.Трубеж в Московском округе перед КНС №3 происходит постоянный излив канализационных стоков в количестве 4тыс.м3/сут. С последующим их попаданием в Оку выше Окского водозабора, снабжающего город питьевой водой.
- Не реализован ни один из предложенных вариантов очистки дождевых стоков. Сброс дождевых стоков осуществляется в р. Ока и другие водотоки, и водоёмы города. Малые городские реки оцениваются как очень грязные и грязные. Результаты анализов стоков показали, что содержание загрязняющих веществ по отдельным выпускам превышает ПДК в несколько раз.
- Намечаемые в действующем генеральном плане мероприятия по благоустройству береговой полосы р.Трубеж не осуществлены. Не проведены берегоукрепительные работы правого берега от Кремлёвского вала до ручья Дунайчик.
- Не осуществлено комплексное благоустройство рек Плетёнки и Павловки, т.к. не реализованы предложения по созданию в поймах названных рек гидропарка.
- Лесные ландшафты занимают незначительные площади - в общем балансе, на долю лесных насаждений приходится менее 10%.
- Территории благоустроенных городских парков, скверов, бульваров, садов занимает около 8% территории, обеспеченность ниже нормативного уровня.
- В целом, в современной ландшафтной структуре города и прилегающих территорий наблюдается нарушение экологического баланса интенсивно освоенных и природно-антропогенных комплексов. Высокие антропогенные нагрузки без учёта потенциальных возможностей естественных природных комплексов, их устойчивости привели к формированию проблемных экологических зон разного уровня.
- Происходит частичная утрата городских зелёных насаждений под прессом строительных компаний.
- Уровень загрязнения атмосферы высокий. Самый большой вклад (83%) в загрязнение атмосферы стационарными источниками вносит РНПЗ (Рязанский нефтеперерабатывающий завод). Это основное предприятие, отвечающее за сверхнормативное содержание фенола и сероводорода в атмосферном воздухе г.Рязани. Практически на всей территории города максимально-разовая концентрация по диоксиду азота превышена, особенно в центре города и на территориях, прилегающих к основным автомагистралям.
- Территории городской свалки ТБО и полигона промотходов являются источниками негативного экологического воздействия на городскую среду в общегородском масштабе.

Исходя, из анализа экологической ситуации сложившейся в г.Рязани в генеральном плане представлен комплекс природоохранных мероприятий по совершенствованию экологического управления, контроля и градостроительства.

Реорганизации производственных территорий.

• основным принципом развития промышленных узлов должен стать переход на экологически сбалансированный механизм управления для снижения вредного экологического воздействия на природную среду;
• комплексное благоустройство территорий (строительство и ремонт автомобильных подъездов, озеленение территорий предприятий и их санитарно¬защитных зон);
• ликвидация выпусков сточных, локальная очистка производственных стоков;
• ликвидация несанкционированных промышленных и бытовых свалок;
• строительство ливневой канализации и очистных сооружений поверхностного стока;
• развитие системы вторичного использования и переработки отходов с целью уменьшения объёмов отходов, размещаемых на полигонах;
• разработка проектов ПДВ предприятий и проектов организации и благоустройства санитарно-защитных зон.

Природный каркас территории, городские зелёные насаждения.

• формирование единой, устойчивой системы природно-экологического каркаса территории;
• сохранение, обогащение и рациональное использование природных ландшафтов;
• сохранение ценных в научно-позновательном, экологическом отношении природных достопримечательностей путём создания сети особо охраняемых природных территорий;
• сохранение зелёного фонда и увеличение площади зелёных насаждений всех категорий для улучшения экологической обстановки. Увеличение зелёной зоны за счёт включения в её состав территории Солотчинского лесхоза. Зелёные насаждения различного назначения соединяются между собой в единую систему с помощью бульваров и озеленённых улиц;
• формирование рекреационных зон городского и районного значения, обеспечение благоприятных условий для развития отдыха, спорта.

Охрана атмосферного воздуха.

Организационно-технические мероприятия.

• Разработка целевой программы по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу г. Рязани;
• Разработка сводного тома ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу по г. Рязани;
• Проведение полной инвентаризации стационарных и передвижных источников загрязнения воздушного бассейна, создание единого информационного банка данных источников;
• Дальнейшее развитие системы контроля загрязнения атмосферного воздуха в селитебной зоне и на автомагистралях города. Предусмотрено размещение дополнительных стационарных постов в районах: Дашково-Песочня, Мервино, ул.Высоковольтная, Недостоево. Передвижных постов наблюдения в районах Первомайского проспекта, ул.Есенина, ул.Соборной, ул.Циолковского, ул.Чкалова и др.;

Мероприятия по снижению загрязнения от автотранспорта.

• Строительство северной обходной дороги, соединяющей ул. Бирюзова и Касимовское шоссе;
• Строительство и реконструкция магистральных улиц, обеспечивающих вывод грузового движения из центра и селитебных территорий;
• Формирование широтной магистрали, обеспечивающий связи Московского, Железнодорожного и Октябрьского районов между собой в обход центра;
• Строительство во всех районах города улиц, дублирующих основные магистральные направления;
• Расширение параметров основных магистральных улиц;
• Организация пересечений магистральных улиц с основными железнодорожными линиями в разных уровнях;
• Организация хранения и индивидуального автотранспорта с размещением в специализированных коммунальных гаражных зонах, с организацией проездов автотранспорта вне жилых территорий;
• Вывод ряда автотранспортных предприятий с территории селитебной застройки.
В результате реализации намеченных мероприятий произойдёт перераспределение транспортных потоков между магистральными улицами, снимется часть потока из районов наиболее плотной жилой застройки. В целом, уровень транспортных нагрузок на центральные селитебные районы снизится ~ на 30%.
• Внедрение системы повышения экологических характеристик, осуществление контроля за состоянием автотранспортных средств (введение экологического сертификата);
• Создание и внедрение единой системы контроля качества топлива, реализуемого на АЗС города,
• Реализация мероприятий по переводу автомобильного транспорта на газомоторное топливо;
• Улучшение качества дорожного покрытия;
• Улучшение качества регулирования дорожного движения;
• Использование высокооктановых бензинов с кислородосодержащей добавкой МТБЭ, дизельного топлива с антидымными присадками;
• Улучшение технического состояния парка автотранспортных средств;
• Разработка целевой программы по снижению воздействия автотранспортных средств на воздушный бассейн города.

Планировочные мероприятия по упорядочению использования промышленно-коммунальных территорий.

• Запрещение наращивания и ввода в эксплуатацию новых мощностей, размещения новых производственных объектов с выбросами вредных веществ в Южном, Юго- Западном и Куйбышевском промузлах;
• Вынос, перепрофилирование на экологически безопасные производства или иные виды деятельности ряд предприятий, расположенных вблизи жилой застройки;
• Запрещение увеличения объёмов производства на территории предприятий, расположенных внутри жилой застройки;
• Перенос вредных цехов с источниками загрязнения воздушного бассейна, вглубь промплощадки для сокращения размеров СЗЗ;
• Разработка проектов организации СЗЗ для предприятий в СЗЗ которых, находится жилой фонд и объекты инфраструктуры.

Охрана водных ресурсов.

Комплекс мероприятий по обеспечению населения качественной питьевой водой рассчитан на длительный период, осуществляемый в три этапа:
На первом этапе намечается осуществление мероприятий, направленных на экономию питьевой воды, улучшение её качества, восстановление и реконструкцию систем водоснабжения, находящихся в аварийном состоянии, либо подающих некачественную воду, улучшению состояния и обеспечение соблюдения режимов в ЗСО водных источников и водоохранных зонах рек.
На втором этапе намечено строительство новых водозаборных узлов и станций подготовки и дальнейшей работы по восстановлению и реконструкции систем водоснабжения.
На третьем этапе предусматривается завершить наиболее капиталоёмкие мероприятия, которые позволят обеспечить коренное улучшение водоснабжения населения и, в частности, завершить переход хозпитьевого водоснабжения г.Рязани на подземные воды.
Комплекс мероприятий по предотвращению загрязнения водоёмов осуществляется в рамках федеральной программы «Возрождение Волги» и состоит из четырёх этапов.
Первый этап включает в себя:
• строительство и ввод в эксплуатацию шнековой станции;
• завершение строительства коллекторов Д-1600 до ШКНС.
Второй и третий этапы предусматривают строительство канализационных коллекторов к КНС-9. Это позволит разгрузить существующие канализационные коллекторы и полностью ликвидировать излив стоков в реки Трубеж и Ока.
Четвёртый этап предусматривает реконструкцию очистных сооружений с доведением их мощности до 540 тыс.м3/сут., что позволит принять дополнительные стоки и обеспечить более качественную их очистку.

Строительство и совершенствование системы ливневой канализации с очистными сооружениями дождевого стока.
Ежегодный ремонт асфальтобетонного покрытия дорог, благоустройство дорог в частном секторе, соблюдение технологии уборки городских дорог.
Разработка проектов водоохранных зон для водных объектов.
Мероприятия проводимые на предприятиях г.Рязани по развитию и совершенствованию систем оборотного водоснабжения и повторного использования сточных вод. Строительство локальных очистных сооружений промышленных и ливневых стоков.

Физические воздействия.

Мероприятия по снижению уровня шумового загрязнения.

•   Разработка «Шумовой карты города»;
• Вывод грузового и транзитного движения из центра города, с территории селитебной застройки;
• Расширение параметров основных магистральных улиц, организация пересечений улиц с саморегулируемым движением транспорта и в разных уровнях;
• Организация хранения индивидуального автотранспорта в специализированных коммунальных гаражных зонах, с организацией проездов автотранспорта вне жилых территорий;
• Перепрофилирование жилищного фонда вдоль магистральных улиц, в охранных коридорах железной дороги и автомобильных дорог под допустимые виды использования;
• Строительство нового железнодорожного обхода для исключения пропуска транзитных грузовых поездов через территорию города;
• Строительство шумозащитных экранов вдоль транспортных магистралей со стороны жилой застройки;
• Озеленение примагистральных территорий, участков защитного коридора вдоль железнодорожных путей;
• Вывод (перепрофилирование) аэродрома Дягилево.

Выводы.

В разделе «Влияние экологической обстановки на здоровье населения» отмечено, что Рязанским медицинским университетом им. акад. И.П.Павлова совместно с ЦГСЭН в г.Рязани проведено ранжирование среды обитания. Санитарное состояние оценивалось по 3 системам: атмосферный воздух, питьевое водоснабжение и питание населения. Проведённое ранжирование позволило сделать вывод, что основной вклад в формировании антропогенной нагрузки на городское население вносит загрязнение атмосферного воздуха, затем следует питьевая вода, на 3-ем месте - продукты питания.
Из данного вывода ясно, что приоритетными должны стать мероприятия по оздоровлению воздушного бассейна города. Однако предложенные в генплане мероприятия по охране атмосферного воздуха не достаточны для того, чтобы по всем веществам на территории города соблюдались санитарно-гигиенические нормативы. В генеральном плане не учтены выбросы автономных отопительных пунктов и их доля в общем балансе выбросов загрязняющих веществ. Считаем, что в мероприятия по охране воздушного бассейна города необходимо включить мероприятия исключающие применение автономных отопительных пунктов.
Планируемые мероприятия по выводу (перепрофилированию) 54-х предприятий города является очень затратным, а эффективность его низкая, снижение валовых выбросов от общего их количества составит всего 3,7%, да и доля загрязняющих веществ, по которым в городе имеются превышения ПДК, в выбросах этих предприятии ничтожная, и никаким образом не улучшит атмосферу города по этим веществам.
Наиболее реальными и эффективными, т.к. требуют минимальных затрат, являются мероприятия по озеленению городских территорий и СЗЗ предприятий, при обязательном сохранении существующих зелёных зон города (скверы, парки, сады, бульвары, газоны, озеленённые дворовые пространства). Представленный в проекте перечень парков и скверов на существующее положение представлен не полно. Считаем необходимым, дополнить его (можно как приложение к генеральному плану) в том виде в каком он представлен в качестве приложения к данному заключению. Увеличение зелёной зоны за счёт включения в её состав территории Солотчинского лесхоза считаем неверным из-за её значительного удаления от города (нарушаются требования СНиП 2.07.01.-89* о непрерывности зелёных насаждений). Но даже при включении данной территории нормативные требования по озеленённым пространствам не будут выполнены. По озелененным территориям необходимо дать дополнительные предложения, особенно по нейтральной части города, показать в генплане резервные территории под озеленение. Если это будет увязываться с выводом предприятий, то проблема с озеленением территории города не будет решена на протяжении долгих лет. Мы считаем, что эту проблему возможно решить, только при условии озеленения территорий при сносе ветхого фонда.
В генеральном плане по центральной части города предложен вариант выборочного уплотнения кварталов. Считаем, что такое понятие должно быть исключено из генплана, т.к. не даёт чёткого определения, что такое уплотнение и до какой степени можно уплотнять кварталы. Тем более, что в мероприятиях по снижению шумового воздействия предлагается расширение параметров основных магистральных улиц, озеленение примагистральных территорий.
Считаем целесообразно, более чётко прописать историческую часть города. Некоторые улицы, такие как Свобода, Горького, Садовая, Пожалостина и др. стёрты с лица нашего города «элитными» новостройками. Сохранение исторического наследия является неотъемлемой частью комфортного проживания граждан. Необходимо обозначить в генеральном плане недопустимость замены исторически сложившейся малоэтажной застройки в центре города на многоэтажки.
Проект генерального плана не был представлен гражданам для широкого обозрения, не организовывались публичные слушания, что в дальнейшем может послужить основанием для судебных разбирательств.

Заключение.

С учётом предложений обозначенных в выводах ОЭЭ, считаем что Генеральный план г. Рязани разработанный НПИ пространственного планирования «ЭНКО» г.Санкт-Питербург подлежит утверждению в установленном законом порядке.

Контакты:

Телефон/факс: 8 (4912) 25 75 78

Телефон: 8 (4912) 51 83 72

E-mail: post@eco-exp.ru


Назад к содержимому